Вы здесь

Анализ отказов в государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований за 1 полугодие 2015 года

В соответствии с федеральным законодательством Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области является территориальным органом уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере государственной регистрации уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в уставы муниципальных образований.

В I полугодии 2015 года Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Воронежской области было принято решение об отказе в государственной регистрации в отношении 2 муниципальных правовых актов о внесении изменений и дополнений в уставы муниципальных образований (решение Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области от 26.12.2014        № 399 «О внесении изменений и дополнений в Устав Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области» (далее – Решение № 1); решение Совета народных депутатов Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области от 16.04.2015 № 209 «О внесении изменений и дополнений в Устав Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области» (далее – Решение № 2).

Решение № 1 принято с нарушением порядка его принятия, установленного Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ).

Частью 5 статьи 44 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ установлено, что устав муниципального образования, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального образования принимаются большинством в две трети голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.

Согласно части 1 статьи 26 Устава Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области (в редакции решений Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области от 17.10.2008        № 227, от 16.10.2009 № 292, от 27.05.2011 № 124, от 12.07.2012 № 222, от 26.12.2013 № 321) Совет народных депутатов Кантемировского городского поселения состоит из 15 депутатов, избираемых в соответствии со статьей 14 настоящего Устава на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Таким образом, число голосов депутатов представительного органа муниципального образования, необходимое для принятия муниципального правового акта о внесении изменений в Устав Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области, должно составлять не менее 10.

Исходя из анализа выписки из протокола заседания Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области от 26.12.2014, решение Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области от 26.12.2014 № 399 «О внесении изменений и дополнений в Устав Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области» принято на заседании Совета народных депутатов Кантемировского городского поселения Кантемировского муниципального района Воронежской области 9 голосами.

Решение № 2 содержит коррупциогенные факторы и противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.

1. В соответствии с пунктом 1 Решения № 2 положения Устава Семилукского сельского поселения Семилукского муниципального района Воронежской области излагаются в новой редакции согласно приложению к Решению № 2.

На основании пункта 1 статьи 9 приложения к Решению № 2 к вопросам местного значения Семилукского сельского поселения относится, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, формирование, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения;

Вместе с тем, согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения городского поселения относится, в том числе составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения.

В силу части 3 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи.

Таким образом, стадия «формирования бюджета поселения» среди перечня вопросов местного значения сельского поселения действующим законодательством не предусмотрена.

2. В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 14.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ органы местного самоуправления городского, сельского поселения имеют право на осуществление мероприятий по отлову и содержанию безнадзорных животных, обитающих на территории поселения.

Вместе с тем, указанное правомочие органов местного самоуправления Семилукского сельского поселения статьёй 10 приложения к Решению № 2 не предусмотрено, что ограничивает комплекс их прав и обязанностей при осуществлении местного самоуправления на территории Семилукского сельского поселения.

3. На основании пункта 13 части 1 статьи 11 приложения к Решению № 2 в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления Семилукского сельского поселения обладают полномочиями по организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов Совета народных депутатов Семилукского сельского поселения, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений.

Вместе с тем, согласно пункту 8.1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по организации профессионального образования и дополнительного профессионального образования выборных должностных лиц местного самоуправления, членов выборных органов местного самоуправления, депутатов представительных органов муниципальных образований, муниципальных служащих и работников муниципальных учреждений, организации подготовки кадров для муниципальной службы в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации об образовании и законодательством Российской Федерации о муниципальной службе.

Таким образом, сокращение перечня полномочий органов местного самоуправления Семилукского сельского поселения по решению вопросов местного значения по сравнению с установленным на федеральном уровне может воспрепятствовать эффективному решению вопросов местного значения на территории Семилукского сельского поселения.

4. В соответствии с абзацем 2 части 1 статьи 17 приложения к Решению № 2 минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом Совета народных депутатов Семилукского сельского поселения и не может превышать 5 процентов от числа жителей Семилукского сельского поселения, обладающих избирательным правом.

Вместе с тем, в силу абзаца 2 части 1 статьи 26 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ минимальная численность инициативной группы граждан устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования и не может превышать 3 процента от числа жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом.

Таким образом, повышение абзацем 2 части 1 статьи 17 приложения к Решению № 2 минимального порога числа жителей Семилукского сельского поселения, правомочных выступить с правотворческой инициативой, существенно ограничивает права жителей Семилукского сельского поселения на участие в осуществлении местного самоуправления.

Кроме того, абзац 2 части 1 статьи 17 приложения к Решению № 2 содержит коррупциогенный фактор - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выразившийся в наличии обременительных требований к жителям Семилукского сельского поселения, выступающих с правотворческой инициативой (подпункт «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96).

5. Согласно части 1 стати 26 приложения к Решению № 2 Совет народных депутатов Семилукского сельского поселения состоит из 10 депутатов, избираемых в соответствии со статьей 14 настоящего Устава на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах  в установленные дни единого голосования в РФ.

Вместе с тем, в соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ представительный орган поселения, городского округа, внутригородского района, внутригородского муниципального образования города федерального значения состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах.

На основании пунктов 3 и 4 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002         № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» днем голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления является второе воскресенье сентября года, в котором истекают сроки полномочий указанных органов или депутатов указанных органов, а если сроки полномочий истекают в год проведения выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации очередного созыва, - день голосования на указанных выборах, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 4 - 6 настоящей статьи.

В случае досрочного прекращения полномочий органов или депутатов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, влекущего за собой неправомочность органа, досрочные выборы должны быть проведены не позднее чем через шесть месяцев со дня такого досрочного прекращения полномочий, за исключением досрочных выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), которые проводятся в ближайшее с учетом сроков назначения выборов, предусмотренных пунктом 7 настоящей статьи, второе воскресенье сентября после такого досрочного прекращения полномочий.

Таким образом, ограничение даты муниципальных выборов в Совет народных депутатов Семилукского сельского поселения исключительно днем единого голосования в Российской Федерации противоречит действующему законодательству и может повлечь как нарушение прав жителей Семилукского сельского поселения на осуществление местного самоуправления посредством муниципальных выборов, так и невозможность сформировать представительный орган муниципального образования в установленный федеральным законом срок.

6. Согласно пункту 14 части 2 статьи 27 приложения к Решению № 2 к компетенции Совета народных депутатов Семилукского сельского поселения относится рассмотрение и утверждение кандидатуры на должность заместителя главы администрации Семилукского сельского поселения.

Указанное положение противоречит действующему законодательству по следующим основаниям.

Статьей 11 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

Согласно статье 67 Трудового кодекса Российской Федерации при заключении трудовых договоров с отдельными категориями работников трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, может быть предусмотрена необходимость согласования возможности заключения трудовых договоров либо их условий с соответствующими лицами или органами, не являющимися работодателями по этим договорам, или составление трудовых договоров в большем количестве экземпляров.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ) одним из основных принципов муниципальной службы является равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 02.03.2007           № 25-ФЗ квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы (государственной службы) или стажу работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы.

Согласно частям 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ на муниципальную службу вправе поступать граждане, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным в соответствии с настоящим Федеральным законом для замещения должностей муниципальной службы, при отсутствии обстоятельств, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона в качестве ограничений, связанных с муниципальной службой.

При поступлении на муниципальную службу, а также при ее прохождении не допускается установление каких бы то ни было прямых или косвенных ограничений или преимуществ в зависимости от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего.

Согласно частям 1 и 3 статьи 17 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ при замещении должности муниципальной службы в муниципальном образовании заключению трудового договора может предшествовать конкурс, в ходе которого осуществляется оценка профессионального уровня претендентов на замещение должности муниципальной службы, их соответствия установленным квалификационным требованиям к должности муниципальной службы.

Представитель нанимателя (работодатель) заключает трудовой договор и назначает на должность муниципальной службы одного из кандидатов, отобранных конкурсной комиссией по результатам конкурса на замещение должности муниципальной службы.

Таким образом, действующим законодательством о муниципальной службе не установлено какое бы то ни было рассмотрение и утверждение кандидатур представительным органом муниципального образования при поступлении на муниципальную службу в местную администрацию. Возможность установления дополнительных условий для назначения на должности муниципальной службы, не закрепленных нормативными правовыми актами в сфере муниципальной службы, действующим законодательством не предусмотрена.

Указанное положение также нарушает установленный частью 1 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ принцип единоначалия руководства местной администрацией, позволяющий главе местной администрации самостоятельно решать кадровые вопросы, исходя из подготовленной им и утвержденной представительным органом структуры местной администрации (часть 8 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ), а также реестра должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации (часть 2 статьи 6 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ).

Кроме того, вышеуказанное положение содержит коррупциогенный фактор - наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, выразившийся в установлении трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам, претендующим на замещение должности муниципальной службы (подпункт «а» пункта 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96).

7. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 31 приложения к Решению № 2 полномочия Совета народных депутатов Семилукского сельского поселения также прекращаются в случае утраты Семилукским сельским поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом Семилуки или Воронеж.

На основании пункта 4 части 16 статьи 35 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия представительного органа муниципального образования прекращаются в случае утраты поселением статуса муниципального образования в связи с его объединением с городским округом.

В реестре «Административно-территориальное устройство Воронежской области», являющегося приложением к закону Воронежской области от 27.10.2006 № 87-ОЗ «Об административно-территориальном устройстве Воронежской области и порядке его изменения», информация о «городском округе Семилуки» не содержится. Вместе с тем, вышеуказанный реестр содержит сведения о городском округе город Воронеж, Борисоглебском городском округе, городском округе город Нововоронеж.

8. В соответствии с частью 3 статьи 32 приложения к Решению № 2 депутаты Совета народных депутатов Семилукского сельского поселения избираются на срок полномочий Совета народных депутатов Семилукского сельского поселения. Полномочия депутата начинаются со дня его избрания и прекращаются в день избрания депутатов Совета народных депутатов Семилукского сельского поселения нового созыва.

Кроме того, в соответствии с абзацем 2 части 4 статьи 34 приложения к Решению № 2 полномочия главы Семилукского сельского поселения начинаются со дня его избрания Советом народных депутатов Семилукского сельского поселения и прекращаются в день избрания депутатов Совета народных депутатов нового созыва.

Вместе с тем, на основании части 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 02.07.2009 № 1006-О-О: «из этих законоположений в системном единстве с частью 3 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ, согласно которой полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления начинаются со дня его избрания и прекращаются со дня начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва, следует, что полномочия представительного органа муниципального образования начинаются со дня его первого заседания, а до этого сохраняет свои полномочия предыдущий состав депутатов данного органа. Такой подход федерального законодателя к определению правомочности представительного органа муниципального образования направлен на обеспечение непрерывности осуществления функций выборной публичной власти на уровне местного самоуправления и полноценной реализации полномочий, в том числе исключительных, представительных органов муниципальных образований, что полностью согласуется со статьей 3 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации.».

Таким образом, установление в приложении к Решению № 2 момента прекращения полномочий депутатов Совета народных депутатов Семилукского сельского поселения и главы Семилукского сельского поселения, не соответствующего действующему законодательству, может привести к невозможности осуществления функций выборной публичной власти на уровне местного самоуправления и полноценной реализации полномочий представительного органа муниципального образования и выборного должностного лица местного самоуправления.

9. Согласно пункту 7 части 1 статьи 33 приложения к Решению № 2 депутату, члену выборного органа местного самоуправления, главе Семилукского сельского поселения, осуществляющим полномочия на постоянной основе, в соответствии с Законом Воронежской области от 23.12.2008 № 139-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области» за счет средств бюджета Семилукского сельского поселения гарантируются, в том числе доплата к трудовой пенсии по старости (инвалидности).

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 6 закона Воронежской области от 23.12.2008 № 139-ОЗ «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления муниципальных образований Воронежской области» лицу, замещавшему выборную муниципальную должность на постоянной основе, за счет средств местного бюджета может быть установлена доплата к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», либо к пенсии, назначенной в соответствии со статьей 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации».

Таким образом пункт 7 части 1 статьи 33 приложения к Решению № 2 противоречит действующему законодательству в части установления гарантии осуществления полномочий должностного лица местного самоуправления не предусмотренной законом Воронежской области.

10. Согласно части 3 статьи 33 приложения к Решению № 2 осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, глава Семилукского сельского поселения не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью;

2) состоять членом управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами Воронежской области, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

3) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

4) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Вместе с тем, на основании части 7 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ осуществляющие свои полномочия на постоянной основе депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не вправе:

1) заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также участвовать в управлении хозяйствующим субъектом (за исключением жилищного, жилищно-строительного, гаражного кооперативов, садоводческого, огороднического, дачного потребительских кооперативов, товарищества собственников недвижимости и профсоюза, зарегистрированного в установленном порядке), если иное не предусмотрено федеральными законами или если в порядке, установленном муниципальным правовым актом в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организацией;

2) заниматься иной оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности. При этом преподавательская, научная и иная творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

3) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Таким образом, перечень ограничений, установленных приложением к Решению № 2 для осуществляющих свои полномочия на постоянной основе депутата, члена выборного органа местного самоуправления, главы Семилукского сельского поселения не соответствует аналогичному перечню, установленному на федеральном уровне, что может повлечь нарушение законных прав и интересов лиц, замещающих вышеуказанные муниципальные должности.

 

Яндекс.Метрика

 

-->
Нашли ошибку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter
Будет отправлен следующий текст:
Можете добавить свой комментарий (не обязательно).